Насчёт мелочей и спрашивать у меня... Поглядим. Ты должен знать, что я не пуп земли. И тоже могу ошибаться.
.........
В штиль ничему не научишься. Нужно, чтобы поддувало. И, чем сильнее, тем лучше. Но это не значит, что надо начинать при 7-8 м/с. Сначала 2, потом 3-4. Потом, как получится. Но всегда с ветром. Ветер - это не только бяки всякие, но и безопасность. На старте меньше бежишь, на приземлении медленнее приземляешься.
Недогруз не сильно страшно. Три бутылки пластиковые с водой и ты почти в вилке. Я на своём всегда летаю с 4 л балласта. Хотя вес можно увеличить и полезностями: комбинезон, боты хорошие, шлем (обязательно), учитывая проблемы со спиной, дополнительные протекторы...
На тренировках на земле надо обратить внимание на конструкцию: чтобы не поднимая почти головы хватать нужные стропы. Надо уши заломить, на раз. Надо задний ряд на земле рвануть, чтобы не поволокло, тоже. Ну а крайнюю стропу, которой галстук распутывается должен находить в полной темноте и с закрытыми глазами.
...........
Давай сразу договоримся, что ты ещё кое-чего почитаешь. На ПарапланРу есть всякого чтива не меряно. В тот же FAQ загляни.
Потому что есть вещи, на которые уже все заманались отвечать.
Параплан неестественно не выгибается. Он всегда такой. Просто ты его снизу плоским видишь.
На втором ряду (ряд В, в латинской транскрипции) самая крайняя стропа идёт к стабилизатору. Это и есть то, чем галстук вытаскивается, если промухал. Иногда вытаскивать надо много, метра 3 с лишним. А потом отпускаешь и крыло само-собой раскрывается.
Уши же складывают КРАЙНЕЙ СТРОПОЙ ПЕРВОГО РЯДА (ряд А). В первый раз кажется ужасно, когда над головой остаётся квадратик, а по бокам болтаются полотнища, но - это самое стабильное положение параплана. Бывает приходится в сильной турбулёнтности, когда крыло начинает само хлопать ушами, складывать, чтобы не получить фронталку и галстук. В этом случае стропы управления из рук не выпускаются, а рулишь, перемещая вес в седушке.
У тебя что? Нет в седушке протектора? Тогда, очень плохо. Под спиной и задницей должен быть протектор, примерно такой, как ты описал, а снаружи его огибает по всей длине пластиковая пластина. Она предохраняет от прокола и распределяет удар по большей поверхности.
НИКОГДА не держи ничего объёмного в кармане за спиной. Был случай, когда пилот травмировался даже элластичным бинтом через протектор. Только свёрнутый рюкзак и всё. Ну, там, одежда какая для смены.
........
Ты думаешь, что открываешь Америку? Ты внимательно читал мой учебник?
Надо бы обзавестись помощником. Его присутствие будет необходимо уже потому, что не прийдётся постоянно выстёгиваться из седушки, для того, чтобы расправить завёрнутую ветром часть крыла. Он же вам будет подсказывать, что крыло вышло над головой (или не вышло).
А каска у вас есть? Все игры с крылом, включая и на ровной площадке, должны быть безопасны. Поэтому ещё и перчатки. Никогда, если вам ценна непобитость вашего черепа, не влезайте в подвесную систему, не надев каски. Один внезапный порыв ветра может надолго испортить вам настроение и некоторые отростки вашего тела. Где тут написано, что надо использовать парашютную подвесь? Работать надо в том, в чём летаешь. Не говоря уже про то, что все протекторы предназначены для соударения с землёй, а не для того, чтобы задницу нежить в полёте.
..........
Был бы ты птах не битый, летай хоть босиком и на простыне. А так, можно, играясь с крылом, приложиться и всю оставшуюся жизнь ходить под себя. Ты тут всё хвастался молодым возрастом. Сходи на стадион и поднимись вверх по трибуне прыжками на одной ноге, прыгая по сиденьям. А потом поспрыгивай вниз прыжками на двух, перепрыгивая одну скамейку. Слабо? А, вот, старый и больной человек, с высыпающимся позвонком, запросто.
Поэтому игры на крыле в слабый ветер - это как обычно, а при усилении надо бы и о дополнительной защите позаботиться, как-то: налокотники (или просто фуфайку), наколенники. Ваши крылья (1, 1-2) в принципе плохо управляемы. Если крыло большого (больше 6) удлинения в случае чего, рванув клеванты, можно завернуть бубликом и положить на землю, то ваш кусок бетона прёт хуже парашюта. Точно знаю, сам ездил по планете, судорожно отыскивая стропу к уху.
..........
Теперь есть время поразмыслить, почитать чего и ещё пару раз сходить. Потом обсудим.
Подвеска не спортивная. У спортивной карабины очень низко. И в такой подвеси летают лёжа-полулёжа.
Страх всегда присутствует. И тренировками мы просто отгоняем его подальше, чем у нетренированых.
Включи в тренировку подъём крыла, не прицепленного к седушке. Свободные концы в одной руке, а другой - за линию А для подъёма, за заднюю линию, чтобы не "стреляло", за стропы управления, чтобы в нормальное положение вернуть. Если рванёт, то просто отпустишь концы и оно упадёт. Если хорошо "держит", то можно разобрать концы в руки и, повернувшись, потаскать, словно взлетаешь. Без седушки можно играть в более сильный ветер.
Крыло лучше всего никогда не стирать. Проверить состояние можно "поцелуем". Разложи материю на пальцы и, округлив рот, сделать засос. Если чуть-чуть проходит воздух, ничего страшного. Для приобретения опыта надо попробовать целовать разные тряпки. Болоньки, лавсаны, простыни.
........
Очень даже опыт нужен. Для этого и играются с крылом, чтобы точно знать, где какие стропы, да лямки расположены. Перчатки всегда. Даже летом. Пусть самые лёгкие, но защищающие руки от царапин.
Надо вешать седушку на турничок и моделировать выхватывание запаски. Если мешает, значит - не так.
Соединительное звено вяжется с запаской удавкой (по-парашютному). В некоторых странах Европы положено квадратный карабин, но мне эта идея не нравится. В случай чего можно и по репе этим карабином получить. Хотя, у меня тоже карабин. Должен следовать законам клуба.
Я тебе уже давал эту ссылку, но ты её, похоже, проигнорировал.
http://www.aero.hotbox.ru/6starts.htm Совет: поставь триммера в положение "отпущенные" и зашей их. Но не наглухо, чтобы можно было вернуть в норму. Они больше нужны для моторного полёта. Просто поставь нитяную скрепку (это - как пуговицу пришиваешь).
Всё равно ты у меня полетишь! /Гриф из мультика/
.......
Ошибка вот здесь Короче до одури носился по полю
Когда с крылом играются, то места много не нужно. Точнее, нужно, чтобы ветер ровный был, но не более. Работай страус!
Может быть, действительно кое-чего подчитать надо.
Вторая ошибка здесь Надо бы обзавестись помощником. Его присутствие будет необходимо уже потому, что не прийдётся постоянно выстёгиваться из седушки, для того, чтобы расправить завёрнутую ветром часть крыла. Он же вам будет подсказывать, что крыло вышло над головой (или не вышло).
В безветрие обязательно нужно хорошо раскладывать. Дугой. А в ветер, треугольничком, чтобы центроплан быстрее воздуха хапнул.
Для игры по барабану, в какой ты вилке. Крыло только само себя поднимает. Мы, бывает, играемся с тандемом, чтобы по ровному месту полетать. Иногда до 20-30 метров можно пролететь.
Ну и третья ошибка: выбор ветра. Если усилился, то нехрен кусты ломать. Домой надо.
Если, конечно, нет желания отрабатывать подъём крылоа с притормаживанием за последний ряд.
В ветер 3-5 м по ровному месту можно ходить вот так.
http://parapoezia.narod.ru/j-2.jpg ............
Так, как на фото можно держать часами, если не устаёшь и ветер не кончается. Мы так играемся на побивание: нужно зайти впереди напарника и дать ему спутную струю, чтобы он уронил купол.
..........
Просто ты теперь должен понять, что всё то, чему ты научишься за четыре месяца, в школе проходится за две недели. Я это не к тому, что ты неправильно делаешь. У тебя другого выхода нет. Но знать будешь нервами и мышцами, а не только тогда, когда инструктор в радио заорёт.
Продолжай, почитывая и то, что уже другие написали, и своё. Так повторами и тренировками выйдешь на хороший уровень.
Седушку можно, наверное и не резать, если в ней есть карманы для боковых протекторов. Засунул туда потолще и тебя с боков-то и "возьмёт". Если нет, то пили потихоньку.
..............
С учеником - это хорошо. Будешь наглядно видеть ошибки, какие сам делаешь. Тоже быстрее расти будешь. Привет ему тоже.
..........
Похоже, что ты этого и не прочитал!
17. Первый урок.
Я с самого рождения был предназначен для полётов. Разумеется, если б материал попался похуже, я мог бы стать частью палатки, например. Но мне повезло и я летаю. Сначала меня называли параглайдинг. Попробуйте произнести раздельно. В самом слове чувствуется свобода, скольжение. Па-ра-глай-динг. Шик! Несколько раз я менял своих хозяев. Многих уже и не помню, такое скоротечное было знакомство. И вот уже несколько лет я летаю с одним и тем же. О! Как я люблю летать с ним над рекой или над озером. Тогда я вижу в воде своё отражение, этот превосходный изгиб, замечательные полоски и цвет! Необыкновенный цвет!
Иногда хозяин называет меня тряпкой. Но я знаю, что делает он это любя. И я отвечаю ему тем же. Даже когда мы попадаем в ненормальную ситуацию, я стараюсь сохранить свою лётную форму. Ещё не хватало, чтобы мы повисли на этом парашюте, который даже не умеет хоть чуточку задержаться в воздухе. Я вообще был против его покупки, но раз хозяин его взял, значит так надо.
Наш последний день мне очень не понравился. Увязался с нами какой-то тип. Пришли мы не на большую горку, как обычно, а на маленький бугорок. И меня приготовили лететь именно на этом бугорке. Это куда же здесь можно лететь? Высоты всего 5 метров!
О! Нет! Хозяин! Я с ним не полечу! Нет, вы только посмотрите, как он держит передние лямки. Мужик, ты что, всерьёз думаешь, что я сейчас подниму тебя в воздух? Да я принципиально поползу по земле. Ну, что, выкусил?
Не будешь дёргать на старте. Плавно нужно. Пла-авненько, но с ускорением. Ладно, уговорил. Попробую я с тобой второй раз.
Так, ручки назад, немного в стороны, грудью навалился и … Ты чего лямки бросил? Да не топчи ты под собой землю, имитируя бег, я ещё не взлетел. Эй! Тебе уже второй раз "стоп" скомандовали!
Вот-вот. Побегай теперь с подвесной системой. Без меня. Нет, не летать тебе сегодня, хоть мой хозяин тебя и хвалит. Попробуй ещё разочек. Мне уже и самому интересно на тебя посмотреть. Встал, руки на место. Пошёл! А что? Уже не плохо. Так, лямки выпустил. Эх, вообще-то теперь ты на меня должен посмотреть. Не хочешь, как хочешь.
Делай ускорение. Не тормози! Не тормози! Слушай, ты петь не пробовал, когда тебя душат? А почему ты думаешь, что я полечу, задавленный тормозами. Нет, вы послушайте, что он говорит! Он почувствовать меня хочет. Сядь, вот, на свою машину, затяни ручной тормоз и покатайся, чувствительный ты наш.
Нет, пора тебе мой характер показать. Приготовились и побежали. Во! Получилось! Не останавливайся на краю. Вались грудью вперёд и бежать. Ну, я тебе сейчас выдам! Будешь знать, во что превращается маленькая заминка на старте, когда вместо ускорения ты почти остановился. Побеги-ка теперь поперёк склона и ветра. Чувствуешь скорость?
О! Чёрт! Про кусты я и забыл. Да не стони ты. Подумаешь, маленькая царапина. Парапланов бояться - в лес не ходить. Сейчас подойдёт хозяин и снимет тебя и меня с этих растений.
Значит, повторяем ещё раз. Приготовился к старту. Расположился симметрично к крылу и строго против ветра. Руки со стропами управления и передними свободными концами примерно на уровне плеч и немного отведены назад. Плавно ускоряешься и крыло само поднимается над головой. Отпускаешь концы и слегка втягиваешь стропы управления для того, чтобы у крыла было максимальное аэродинамическое качество. Не останавливаясь, быстрый взгляд вверх, для контроля. И бежать. Бежать, понял? Даже если и взлетишь, остаёшься в том же положении ещё некоторое время, готовый, если нужно, продолжить бег.
Может и в самом деле научишься, когда-нибудь. Готов? Пошёл!
..............
Я же тебе говорил, что всё получится. Физо только не забрасывай. Оно и в Африке физо.
Самый интересный вопрос - приземление. Параплан - это не парашют и, поэтому 70 м высоты более, чем достаточно, чтобы сделать много поворотов. Но я к чему это? А к тому, что наметив площадку приземления, нужно ещё сверху взглянуть на эти трубы, а сейчас в зиму много хат дымят, чтобы точно определиться по направлению ветра. Затем мысленно нарисовать линию параллельную дымам через площадку. В голове откладывается: заходить буду через тот дом на тот угол леса. После спокойно можно заниматься самим полётом, отслеживая только, чтобы был в районе, откуда эта площадка для тебя достижима.
Если увлёкся и промухал, то спокойно выбирается другая площадка, рисуется линия и обрабатывается.
Заходы на площадку можно выполнять восьмёрками. Это, когда ты находишься в зоне ожидания и рисуешь в воздухе восьмёрки, сбрасывая высоту.
Если там уже кто-то находится, то лучше ожидать прямо над тем местом, куда ты собираешься садиться (или чуть сбоку), чтобы было видно и место и зону ожидания. Затем рисуешь длинную латинскую букву U. Входишь в зону и выполняешь в ней всего только один разворот, выводя себя в створ (так называется линия, по которой ты будешь приземляться). Эта буква может быть или короткой, или длинной. Контролируется визуально, глядя через плечо.
Третий тип захода - по букве L. То есть ты выжидаешь не в зоне потери высоты, а рядом с ней. И, когда она освобождается, заходишь в неё, контролируя высоту и выполняешь всего только один разворот на 90 градусов. Это - наиболее удобный способ войти в пространство приземления, не мешая тем, кто там находится ниже тебя.
Нельзя делать резких изменений скорости или направления, если ты находишься недалеко от зоны приземления, готовясь к посадке, и если ниже тебя находится другой параплан. Таким образом ты можешь увеличить свою скорость снижения и догнать его, создав этим сложности при посадке.
Хотя, в этом тоже нет ничего страшного, просто нужно быстро договориться в воздухе и приземляться каждому на своей стороне посадочной площадки.
Ну и ещё много-много чего на эту тему, но в другой раз.
..........
Второй круг на параплане тоже возможен. Для этого, заходишь на посадку на высоте чуть выше заводских труб. Чуть прижимаешь клеванты, замираешь и глядишь на землю через носок вытянутой ноги (можно для устойчивости подпереть другой снизу). Далее, классика! Если точка, на которую ты глядишь уходит под ногу, то ты её перелетаешь, если идёт прямо, то - это твой пункт. Ну, и если отходит от ноги вверх, значит туда ты не прийдёшь. Запомнив положение этой точки и, выяснив, кстати, что она далеко от площадки приземления, можно заняться полётом, сбрасыванием высоты, и уже с малой высоты зайти с тем же углом снижения на площадку.
Если зашёл чуть высоковато, то ещё наверху можно заставить параплан потерять высоту. Прокачиванием, как делают парашютисты. Ну, руки от верха до груди и обратно. Сделав три-пять прокачиваний, надо дать параплану возможность опять набрать скорость.
Если площадь окружена деревьями, то все восьмёрки и L надо выполнять не переходя линию деревьев, чтобы не сожрать пространство заранее. Последний разворот выполняется, чуть перейдя линию деревьев. Приземляться надо всегда на первой половине площадки, особенно, если она закрыта высокими деревьями и есть ветер. С ветром на второй половине можно словить ротор. И, чем ближе к деревьям, тем вероятнее и сильнее.
Доску резать не надо. Во-первых, сейчас одежды больше. А во-вторых, переваливаясь в подвеске и скрещивая ноги будешь эффективнее делать повороты. Клевантой в таком случае работаешь чуть-чуть. Траектория поворота сама подскажет тебе, сколько надо давануть рукой.
Ноги не просто скрещивать, а переносить ногу через другую так, чтобы коленка была в воздухе и в строне от ноги. Помогая этому движению и задницей. Надо отработать в подвеске на турничке. Повесь через два блока верёвкой и учись кренить. Автоматизм этого движения очень пригодится летом в термиках и в случае бокового складывания параплана. В этом случае хвост без участия головы давит на оставшуюся опору, а руками уже отыскиваешь способы действий.
.................
Давай не будем повторяться про триммера. Хочешь уйти в негатив когда-нибудь, летай с зажатыми. Вот так к дурости и идут. Надо физо делать, а они триммера зажимают. В свободном полёте скорость - залог безопасности.
..............
Дисциплина - дело хорошее. Как справишся, можешь вспомнить про это упражнение:
"А вы знаете правила поведения на горе и правила расхождения в воздухе? Тогда давайте повторим. А вдруг чего забыли?
Первое. Подготовка. Развернуть, приготовить, проверить параплан. Встегнуться в седушку, собрать купол цветком. Для этого начинаем захватывать стропы одной рукой и передаём пучок в другую, приближаясь к крылу, которое, стягиваясь, собирается в цветок. Взяв в руку последнее сложение, поднимаем крыло на плечо. Если крыло задевает землю, то надо поднать руку повыше.
Переходим на несколько метров, опускаем параплан на землю. Откидываем в стороны насколько это возможно "уши". Теперь отходим от крыла, пятясь задом и выпуская стропы постепенно из руки. Расправляем крыло, управляя стропами. Мы это уже научились делать. Так действуют при подготовке к полёту на горе. Потому что, зачастую нет возможности проводить проверку там, откуда стартуют.
Перед тем, как поднять крыло, нужно быстро оглядеть пространство в той стороне, куда вы собираетесь стартовать. Т.е. сзади справа-слева, а так же вверху. Свободно? Поднимаем крыло. Подняли, развернулись, притормозили над головой, снова оглядели пространство перед собой, по сторонам, вверху... и взлёт." Правильно брошенный на землю параплан прекрасно поднимается из "цветка".
Про проблемы с рядом А - это ты выдумал. Хотя, я вообще никогда не отступаю к крылу. Просто-запросто поднимаю с любого положения. И в штиль тоже. Иногда можно и в штиль задом метров 50 пробежать для подъёма. Но это редко. В штиль я летаю только тогда, когда долбилово термиковое в воздухе стоит и есть 100% гарантии, что поднимет.
Перчатки всегда одеты?. Если нет, плохо. Надо привыкать. И, даже, летом летать в каких-нибудь тоненьких. Это лучше, чем исцарапанные руки.
На фото, где ты с поднятым крылом голова опущена вниз. Плохо. Надо смотреть вперёд. Так будешь контролировать пространство. А то, можно и в кого-нибудь, мимо горы пролетающего, врезаться.
............
Полететь, похоже, решил? Тоже правильно. Не всё тряпку по земле таскать. Только не забудь полёт ещё до старта спланировать: взлетаю туда, лечу туда, садиться буду там и по такому заходу.
...............
Именно по "запрыгиванию" на горе видно новичка. Маэстро разгоняется и, если приподняло, то он "скользит" выставленной для шага ногой по воздуху над землёй. Убедившись, что хорошо держит, он заканчивает шаг и летит некоторое время замерев в позе: руки вверху сзади, ноги вместе слегка отведены назад. И потом одним движением усаживается в подвеску. Ученики, увидев такой старт, надолго замирают в безмолвии.
...............
По барабану есть ли перепад, или его нет. Бежать пока не оторвёт! Привычка взлетать с подтормаживанием может дорого стоить в очень жаркую погоду. В момент отрыва можно попасть на границу пузыря, который отходит от земли. На скорости крыло пробивает и уходит, а приторможенное - просто складывает до самой земли.
Руление весом. Резче перекладывать задницу и ноги надо. Вот, как у меня, видишь?
http://paraplan.ru/photos/displayimage.php?&pos=-4454 Типичная работа в динамике, когда надо развернуться на 180 без потери высоты, которой и нет, и не отойти от склона.
.............
Боятся все. Просто многие это умело скрывают.
Крыло не клюёт. Просто это ты медленно бежишь. А надо: поднял, поглядел вверх, поглядел вперёд и ускорился. До отрыва.
Поворачиваться надо в одну сторону, но уметь в две.
На сложенных ушах все парапланы - "тормоза".
...........
А на той дороге, что ты собираешься использовать, провода есть? Если есть, то шансы встренуться со столобом повышаются. В любом случае, площадка всегда лучше дороги. Причём, надо заранее осмотреть, чтобы провод с воздуха не "перебежал" дорогу.
Интуиция + опыт.
В любом случае, надо знать, что с тебя спрос вдвойне. Надо уметь совмещать хочу и надо. Всегда старайся обозреть себя со стороны.
Провода вдоль дороги. В том месте, где планируешь садиться (если больше негде, во что я не верю), то надо пройти все места пешком перед полётом и установить вешки с цветной лентой, хорошо видимой с воздуха. И все выпендрёжи с потерей высоты и последнего поворота выполнять с другой стороны дороги, где не на чем развеситься. Не переходя линию проводов.
................
Где-то после шести полётов с большой высоты появится чувство воздуха. И, когда подход к сбрасыванию высоты будет на автомате, а не очередным испытанием на мужество, возникнет потребность хоть один раз сделать оборот на 360 градусов. Точнее, обороты ты и раньше попробуешь, как обычно: весом + клеванта. А сама спираль уже делается хорошим зажимом клеванты и большим креном крыла с набором горизонтальной и вертикальной скоростей.
Грудная перемычка не затягивается, как на парашюте. Сидеть надо свободно. Как в самолёте. Нормальное расстояние между карабинами - около42-46 см. Затянув перемычку, ты лишаешь себя возможности рулить весом, но, уменьшая площадь крыла (уши сильнее загнуты книзу), получаешь большую стабильность в турбулёнтности, например. Правда, при том, что у тебя недогруз, тебе это не поможет. Если будет страшно, когда заболтает, то лучше уши сложить до самой земли.
Раскачка. Если нервирует, то лучше занимать положение по-парашютному и дорабатывать только клевантами. Кстати, летом так безопасней. В случае, если хлопнет крыло на малой высоте, тебе не надо тратить время на вылезание из подвески. Потому что и само вылезание будет нелёгким: подвеска может уже не опираться на стропы. А падение на ноги лучше, чем на спину.
Ну и само руление весом. Раскачивает, если ты "дал" весом и тут же вернулся в нормальное положение. Если дал, то держи до того момента, когда повернёшь, а уж потом усаживайся. Тут есть ещё нюансик: работа клевантами, но пока не будем нагружать извилины.
............
Картофельные поля лучше стадионов и дорог, если они не перегорожены заборами из колючей проволоки. Потому что там, обычно, деревьев мало. В любом случае, сначала посетить места посадок. Чтобы не гадать с воздуха, а чего это там.
paraplan.ru