Dok » 31 май 2011 21:40
Привет всем пилотам и пилотессам! То о чем я хочу написать, зреет уже несколько лет, но все не было подходящего случая об этом начать разговор, а неподготовленное сообщество, как правило, всегда неадекватно реагирует. И вот случай настал: ЛП на старте в Текели и вся обстановка тех дней на старте. Есть несколько аксиом в экстремальных видах спорта. Одна из них: амбициозность и грамотность – это не одно и то же, а два противоположных конца у палки. Мастерство приходит со временем, но не с тем временем сколько лет ты занимаешься этим видом спорта ( парапланерным, дельтапланерным), а со временем количества налета, как общего, так и на разных классах летной техники. Если налет недостаточен на каждом классе по возрастающей, а еще и освоение новой летательной техники происходит скачком или перепрыгиванием через класс, то эта летательная техника может в последующем обернуться летальной. Простите за каламбур. Т.к. нет навыков, нет автоматизма, нет уверенности в себе, в погоде, в умении справиться с ситуацией на старте при умеренном ветре, а следовательно развивается страх, или в лучшем случае понимание того о чем я пишу. Понимание того, что надо учиться, а в худшем случае бравада, выпендреж, циничный пофигизм и как следствие - травма. Хорошо если травма легкая, которая слегка встряхивает мозги, и они встают на место, а если другой вариант – инвалидность? Тогда прощай мечта, прощай небо, судьба ломается, человек становится другим, ищет виноватого или корит себя, но происходит это все задним числом. Когда уже исправить и вернуть ничего нельзя. А что нам мешает в адекватности оценки себя, своего мастерства, своих возможностей? Чаще всего мешает амбициозность, погоня за лидером без трезвой оценки своих возможностей и навыков. Не зря народная мудрость гласит: Тише едешь – дальше будешь. Я бы перефразировал ее с нашей точки зрения: Тише едешь – дольше будешь. Не напрасно во всех нормативных документах по обучению есть строгие требования к учету времени занятий, количеству занятий, времени налета и четкая рекомендация осваивать летную технику от простой к сложной, а не сразу запрыгивать в истребитель не имея автоматизма навыков - Скорости другие. Пока подумаешь что делать и начнешь делать - произойдет встреча с землей и будет больно. Тенденция перепрыгивать через класс в летной технике в нашем сообществе вещь повсеместная и очень нехорошая, если мягко говорить. Кто то из финансовых соображений это делает, кто то из самоуверенности, кто то подражая, кто то гонится за голами очками секундами, а результат – травматизм и страх перед куполом, отсутствие желания летать, которое чаще всего скрывается даже от самого себя простыми отговорками; нет времени, нет денег, много работы и т.д. и т.п. Как мне больно, порою ребята, наблюдать за вами по роду своей работы. Смотришь и видишь: глаза горят, лететь хочется, в воздухе купола друзей, а в глубине глаз тоска и страх, неуверенность в навыках, скрытое недовольство собой, скрытая амбициозность; я на крутом куполе - значит я крутой пилот, а вдруг, я пролечу не так как полагается крутому, что обо мне подумают другие… и т.п. А не проще ли в таком случае трезво оценить ситуацию, не поддаваясь влиянию чужого мнения пересесть на аппарат классом ниже, овладеть мастерски необходимыми навыками и научиться действительно летать, наслаждаться воздухом, полетом, а не работать в полете, не дрожать, не сомневаться получится – не получится…? Просто жить в воздухе и получать от этого удовольствие. Удовольствие развивает в мозгу новые связи, развивается творчество, возникают новые навыки, трезвая оценка обстановки и одновременно ликование, и никакого фанатизма и зазнайства т.к. ты понимаешь, что ты пришел к этому через труд, собственный труд над собой, своими эмоциями, и в результате этого труда возникли навыки, которые идут из тела автоматически (а не теории из головы) и это опять же рождает удовольствие и удовлетворенность, а от удовольствия отказаться трудно. Процесс повторяется и так рождается мастер, мастер своего дела, у которого теория не расходится с практикой, а слова с делом, который трезво и объективно оценивает прежде всего себя, климатическую обстановку, летную технику и не стесняясь может сказать: « я сегодня не полечу» и объяснить почему, честно глядя в глаза окружающим и в свою душу. Не верьте людям, которые говорят: «я не боюсь»- Это чистая ложь и бравада, игра на публику. Страх – это природное чувство биологического организма, отвечающего за выживаемость, это главный рефлекс любого биологического вида. Боятся все, только знания и умения позволяют бояться всем с разной силой. Людей, которые не боятся в нашем спорте не должно быть – это претенденты на финита ля комедия, от таких лучше держаться подальше и примера с них не брать. Есть много расхожих выражений в летном спорте. Например: «хороший орел – седой орел» или я желаю тебе умереть старым седым орлом в воздухе, и много еще других, всех сейчас и не вспомнишь. Наш спорт – это спорт зрелых мужчин и женщин, а не балерин и балеронов. Можно долгие годы наслаждаться полетами и получать удовольствие от поездок в новые места, нового общения и непрерывного развития, а это будет только тогда, когда мы будем трезво подходить к себе и ситуациям вокруг нас, объективно оценивать свои навыки, обстановку и не стесняясь говорить: я не полечу, я не готов лететь, я боюсь. Чаще всего это говорит о том, что человек готов развиваться и имеет голову на плечах, а следовательно есть перспектива дожить в воздухе до седого орла. Желаю всем удачных полетов, единения с летной техникой, хороших термиков, трезвой оценки своих навыков, и неутомимой работы над собой. С уважением ко всем пилотам и «пилоткам». Док. Сергей Димитриенко.
Цель жизни - Жизнь! А не избегание смерти. Жизнь не может быть без Смерти - это одна из форм Жизни.