Всем Привет! Первый блин как говорится ... так что строго не судите. С чего же начать? Пожалуй, с начала…. На Семинском бывал многократно, вот и в этот раз посчастливилось туда попасть. Заранее знал, что должны подъехать Новосибирцы, на кайтах покататься. Так и случилось, встретились, познакомились. Оказывается, приехали разведать, что да как и покататься под Сарлыком. А места там надо сказать вполне хватает.
Я и сам давно хотел туда попасть, а тут такая компания. Сорганизовались поутру, договорились со снегоходом на базе Динамо, пригласили знакомых Дмитрия из Новосибирска, что на верхней базе отдыхали со своим снегоходом, для подстраховки, и выдвинулись. Дорога прямо от стелы уходит через лес.
Снег рыхлый, зарылись слегка, спасибо Алексей на Ямахе помог, выкарабкались. За лесом, глаз радуется… три террасы друг за другом, на разных уровнях.На второй террасе устроили маленьй совет.
Ближе к верхней террасе наш «конь» отказался в гору лезть, пришлось пешком.
Над ней вообще только Сарлык возвышается. Красота! Но ветра совсем нет. За то наст есть, но на двух ногах без лыж не держит, проваливается. Вернулись на базу без приключений. Мне, к сожалению, уезжать в Барнаул, вернусь только на следующий день. А народ планирует на кайтах пробную вылазку. Завидую…. Прибыл поздновато. Новосибирцев нет, на Сарлыке катаются. Пришлось под базой, на поляне покататься. Поляна вполне приличная для разминки от базы 100 метров и стартуй. У базы погода прямо сказать не очень, но охота как говориться пуще неволи, сказано-сделано пошел кайт поднимать.
Ветра маловато и снег рыхлый, с лыжником на прицепе ехать, совсем трудно. Отцепил помощника, сразу полегчало. Можно сказать вечер удался. А тут и Новосибирцы вернулись. У них впечатлений побольше. Но это отдельный рассказ , они его сами поведают.
Да и я пожалуй продолжение чуть позже изложу.
С разрешения Дмитрия вкладываю его отчет: "Как мужики Сарлык покоряли"
Кайтинг на Семинском перевале.
Идея похода.
Насмотревшись с друзьями как французские кайтеры лихо катают по склонам Альп, решили не мечтать об Альпах, а найти такие же склоны у нас. Два месяца ушло на разглядывание карт, и консультации с друзьями горнолыжниками. Родилось три варианта: Ергаки, Курайская степь, Хребет Сарлык возле Семинского перевала. Решили , что Ергаки и Курайская степь далековато, а Семинский перевал в самый раз.
Хребет Сарлык представляет из себя горную гряду вытянутую с юго -востока на северо- запад примерно на двадцать километров , высота хребта верхней точки 2500 м на склонах хребта выпадает много снега и почти нет растительности .
Решено. Едем. Нас шестеро. Четверо кайтеров Борисенко Иван, Полугрудов Саша, Бондаренко Володя, Борисенко Дмитрий (автор этой статьи) и двое сочувствующих Маринов Володя и его сын Роман. Созваниваюсь с Барнаулом, офис базы «Нижняя» (тренировочный центр Динамо). Девушка Лена уверенным тоном рассказывает про то , что снега много, ветер есть всегда, снегоход с санями лихо завозит команду из пяти человек к подножию горы за две тысячи рублей и вроде бы туда уже выехали кайтеры из Барнаула. Бронируем у Лены по телефону комнату на шесть человек и на следующий день выезжаем как авангард я, Саша и Иван, остальные приедут на следующий день. Выехав из Новосибирска в семь утра к четырем дня оказываемся у памятной стелы на Семинском перевале, по большой надписи на заборе синей краской «Динамо» легко находим «Нижнюю» базу .
Подъехали к базе, несколько двухэтажных домиков на склоне горы среди кедров. Народ выгружает из джипа снарягу, я иду искать администратора Навстречу по тропинке выходит начальственного вида мужичок и пристальным взглядом смотрит на нашу разношерстную команду.
– Вы что ли кайтеры из Новосибирска? – строго спрашивает он
- Ну мы – неуверенно отвечаю я. Мужичок ловко извлекает из глубин пуховика фляжку с
коньяком
- Ну, за знакомство!
Он оказался кайтером из Барнаула (кайт-клуб «Зов Ветра»), зовут его Дмитрий , в детские каникулы работает на базе инструктором.
Откуда-то из-за кедров нам под ноги с криками скатывается куча – мала разновозрастных детей на больших ПВХшных санях. Из нее выбирается худощавый товарищ похожий на ДонКихота с живыми смеющимися глазами. Подходит к нам.
-Юра.
Вместе с Димой работает на базе инструктором. В свободное от туризма время работает учителем географии в школе. Очень хорошо знает эти места. Отличные парни. Хочется им сказать огромное человеческое спасибо. Очень помогли нам с заброской на гору. Да и вообще с обустройством на базе.
Быстро разместившись в номере на шесть коек, иду договариваться на счет заброски на завтра. Снегоходами занимается прокат. В прокате паренек Данил ( по вечерам кстати повар суши-бара) сообщает , что снегоход у них сломался, а запчасти привезут дня через три четыре. Мы в шоке! Идем узнавать на счет снегохода на «Верхнюю базу» она побольше посолиднее , обращаемся к администратору на ресепшене . Администратор, строгого вида дама
– Добрый день , у Вас снегоходы есть
– Снегоходов нет, а Вам зачем ?
– на Сарлык заехать покататься .
- да покататься и у нас можно.
Понятно. Идем на подъемник может договоримся с работягами.Снегоход то всяко есть. Мы же видели следы от «Бурана» . На подъемнике случайно знакомимся с Новосибирцами Алексеем и Юлей которые, о чудо ! приехали отдыхать со своим снегоходом и тоже хотят прокатиться в сторону Сарлыка , но самим без компании страшновато. Договариваемся встретиться завтра с утра.
Вечером у себя на базе собираем совещание, как попадать на гору в течение трех дней. Кроме ГАЗ-66 и трактора рассматриваются даже самые бредовые варианты- лошади, ездовые собаки и т.д. Дима с Юрой помогают нам находить общий язык с персоналом. После долгих уговоров переговоров и посиделок примерно к двенадцати ночи, выясняется, что на базе находиться еще один снегоход «Тайга» исправный, но с чахлым мотором т.е. сани не потянет для разведки сгодиться . Уговариваем просто дать его нам попользоваться на пару дней. Утром с Димой заправляем снегоход, меняем свечи , ремень вариатора и вдвоем выдвигаемся к стелле Семинского перевала. Там нас ожидает Алексей с другом на шикарной белой « Ямахе Викинг» . Довольно легко находим старую занесенную дорогу, движемся по ней через кедровый лес наверх к горе. Заехав в кедрач почти сразу засаживаем «Тайгу» в какую-то занесенную снегом канаву. Как говориться, по самые помидоры. Алексей уехал вперед , но заметив наше отсутствие возвращается. Вчетвером вспомнив много добрых и хороших слов кое-как вытаскиваем «Тайгу» на снегоходную тропу.Через тридцать минут все-таки достигаем подножья Сарлыка.
Все как описывали предыдущие путешественники. Перед нами обширное открытое пространство состоящее из нескольких террас плавно подходящих к самому хребту , На мощной «Ямахе» заезжаем на самую верхнюю террасу перед нами непосредственно сам Сарлык . Дальше только пешком . Мы на высоте две тысячи метров . Оглянувшись назад , видим перед собой великолепную панораму Горного Алтая с белоснежными пиками под голубым небом. Покрутившись на Ямахе по склону Сарлыка понимаем, что территория потенциально пригодная для катания примерно равна по площади треугольнику Неоком- Тайвань-Бумеранг и представляет из себя три длинные террасы или полки на высоте от 1800 до 2000м. Террасы вытянутые вдоль хребта, уступами переходят друг в друга и покрыты редкими живописными скалами с островками низкорослого ельника. На склон и вершину самого хребта Сарлык можно попасть с верхней полки преодолев глубокую лощину. Если ветер дует вдоль склона то ее можно перемахнуть и на кайте.
По рыхлому снегу в лощине снегоход не идет, поэтому наверх только пешком.
Ветра ноль. Решаем сейчас не тратить время, спуститься на базу взять сани и вернуться
на гору после обеда.
Пообедав в столовой цепляем сани к Ямахе Алексея. Первым рейсом он увозит на Сарлык свое семейство и друзей, потом возвращается за нами.
На верхней полке слабенько поддувает северо-западный ветер. Разбредаемся в стороны раскладываем кайты и садимся ждать ветра. Буквально через полчаса ветер постепенно усиливается до 3-4 а потом до 4-5 м/с. Ветер абсолютно ровный с плавными усилениями дует в склон. Замечательно катаем в галфинд вдоль склона, пологими галсами легко перемещаемся вверх и вниз. Покатавшись пару часов сваливаемся на нижнюю полку.
Алексей уже отвез своих вниз и через час возвращается за нами. На санях спускаемся
через кедровый лес к Чуйскому тракту. Надо сказать поездка на ПВХшных санях за мощным снегоходом - тот еще экстрим. Первый сидящий на санях за 20мин гарантировано превращается в сеговика. Сани гладкие и несутся за Ямахой то боком то наперегонки по склону в общем, как им вздумается. Так прошел первый день.
Вечером из Новосибирска приезжают еще трое наших. Планируем на завтра основательную экспедицию на гору на целый день. Эксплуатировать Алексея на «Ямахе» как то не удобно, поэтому решаем заезжать на «Тайге» за несколько раз, один человек на снегоходе , один сзади на лыжах на буксире. Таким манером за три раза поднимаемся на нижнюю полку. Время 11:00 с горы дует ровный юго-восточный ветер 5-6 м/с. Саша Иван и Володя быстро раскладывают купола, а мы с «пешеходами» организуем стоянку среди скал и елочек в начале средней полки. Погода замечательная солнце, горы, голубое весеннее небо. Очень живописная местность. Катаясь мимо скал можно вспугнуть стайку белых куропаток. Они до последнего сидят под низкорослыми елочками и вспархивают напуганые свистом пролетающего мимо купола. С перерывами на глинтвейн, катаемся почти до захода солнца. К вечеру ветер стихает. Вниз к дороге спускаемся довольно быстро. Половину спуска лыжники способны проехать сами без снегохода. На базе нас ждут баня, шашлык, гитара ну и прочие атрибуты большого спорта.
День третий. Часть наших засобиралась домой, барнаульцы заняты вновь прибывшими туристами, так что мы с Сашей сегодня вдвоем. Берем у Димы потестировать Joker-SW-11
быстренько заправляем « Тайгу» и на гору. Погода как вчера ветер опять с горы но слабее
3-5м/с. Катаем на Pansh-12 и вышеупомянутом Joker-SW. Оказывается Joker заметно тяговитее чем Pansh, острее идет к ветру , легче взлетает ,но как показалось не любит намахивания и просыпается только после 4м/с но потом начинает тянуть и летать очень бодро. Саше Joker понравился и он катает на нем остаток дня.
Ветер скисает раньше чем вчера, так что к 16:00 мы уже спускаемся к базе. Завтра домой.
Немного о кайтах. В нашей вылазке использовались следующие купола Ozone Access 10, Ozone Frenzy 12, Pansh Blaze 10, Pansh Blaze 12, Indy 9,5 и Joker-SW 11. Не буду подробно анализировать поведение каждого, но дальше выше и быстрее был Ваня на Indy 9,5 , а Pansh 12 безусловно самый эффектный купол на склоне, Ozone Frenzy 12 самый французский т.к. раскрашен в цвета национального флага Франции. Кстати в нашей компании это самый пожилой купол. 2003 г.в. Возможно на нем кто-нибудь еще в Альпах катался.
Итого:
Место катания- разноуровневые террасы на у подножия горы Сарлык общая площадь 5-6 км2
Покрытие – плотный наст покрытый 10см рыхлого снега. В целом покрытие значительно мягче чем на Обском море. Саше «досочнику» то что надо.
Ветер – для катания подходит ветер любого направления. Хуже всего Восточный т.к. тогда часть террас находится в ветровой тени горы. Директор базы Саша Зотин рассказал что в январе-феврале на Сарлыке дуют сильные ветра 15-25 м/с обычное дело, а март – апрель уже нормально.
Солнце – настоятельно рекомендую крем от загара(от среднего до сильного UVF). В первый же день мы были красные, как индейцы.
Дорога – от Новосибирска 580 км дорога хорошая 7-8 часов на любой легковушке и вы на месте.
Заброска – от базы Нижняя до горы Сарлык примерно 15км, до нижней террасы 8-10 км
Проехать можно только на снегоходе. По заброске нужно заранее очень четко созваниваться с директором базы «Нижняя» или кооперироваться и тащить свой.( наилучший вариант )
Связь – МТС и Билайн берет практически везде и на горе и на базе.
Размещение – база «Нижняя» 4-6 местные номера душ, туалет в коридоре 500р проживание 500р 3-х разовое питание на человека в день. Баня.
Немного мистики
Про гору Сарлык, которая считается у алтайцев местом Силы мы слышали по крайней
мере три истории.
1. Среди горных пиков хребта живет загадочная птица Яло. Огромная , как южноамериканский кондор она уносит зазевавшихся маралят и детей. На вопрос как она выглядит алтайцы отвечают
- Да хрен ее знает. Ее ж никто не видел.
2. Раньше на склоне Сарлыка стояла воинская часть ( видимо РЛС ), из которой таинственным образом пропадали солдаты. Местные жители теперь при расспросах как доехать до горы, так и объясняют
-….Ну доедешь до части где солдаты пропадали, а там недалеко.
3. Пару лет подряд на Сарлыке работала экспедиция Лаборатории Аномальных Атмосферных явлений Института Геологии и Геофизики СОРАН. Изучали редкое
явление называемое терракосмическим свечением.
И вот еще…
Пусть поправят меня Барнаульцы еслия не прав, но мы похоже были не только первые Новосибирские, но и вообще первые кайтеры обкатавшие склоны горы Сарлык.
В общем можно сказать, что для себя мы открыли замечательное место для кайтинга в горах с начала марта до середины апреля и если позволяет снег до начала мая .
Схема дороги до Семинского перевала:
По Чуйскому тракту в направлении "Ташанта"- "Бийск" - "Горно-Алтайск" - "Усть-Сема" - "Шебалино" - "Семинский перевал"
Расстояние от г. Барнаула 380 км.
Схема проезда до базы Семинский перевал: