Январь 2015 года. Кайт-путешествие Берёзка – Сибирские огни - Берёзка.
Участники: Корчагин А., Синицин В.
Транспорт: кайт и лыжи.В кайт-походе до Сибирских огней с ориентирами на местности сверялись, кто бы мог подумать, по фотоаппарату. Так как принтера в прямой доступности не было, накануне поездки я сфотографировал маршрут, проложенный по яндекс картам, прямо с монитора компьютера. Пятью снимками получилось перекрыть все возможные предполагаемые варианты прохода с достаточным разрешением. В самом походе с картой сверялись всего три раза - два из них, когда шли туда и один раз при возвращении домой в надвигающихся сумерках. Во время подготовки к походу я несколько дней по тем же спутниковым снимкам изучал маршрут и вообще возможность добраться до Сибирских огней. За этим занятием неплохо удалось зрительно запомнить ключевые моменты, в которых нужно свернуть, или можно свернуть не туда, и фотографирование карты делалось исключительно для подстраховки и самоуспокоения, а сверялись мы с ней лишь для подтверждения нашего правильного местонахождения.
После того, как теоретический маршрут был проложен, оставалось дождаться подходящего времени. День похода не планировался на определённую дату, для первого раза он должен был соответствовать только трём параметрам: во-первых, скорость ветра по windguru не должна превышать 11 м/с на порывах,а сама соответствовала бы значению 3-4 м/с. Замечено, что при таком раскладе, с моим весом (66 кг) и кайтом (Paraavis Extazy II-12) можно мчаться на приличной скорости без передоза по буграм и не опасаясь спускаться в низины и проходить с подветренной стороны рощицы с возможностью их однозначного преодоления. При этом ветер дует ровный без этих неприятных дёрганий, которые бывают при рваном порывистом ветре. Во-вторых, предпочтительнее южное направление ветра, чтобы курс соответствовал бейдевинду, а в идеале это означало бы, что для прохождения маршрута нужно сделать всего два галса - левый и правый. И в-третьих, хотелось, чтобы не было осадков. День ещё короткий, выехать рано практически никогда не получается, этот раз не стал исключением, и при осадках, а соответственно и облачности светлого времени становится ещё меньше, а также снегопад и метель мешают ориентироваться, что для первого раза не очень хорошо. Про температуру не говорю, в этом году зима не перестаёт радовать нас тёплыми днями.
И вот, 5 января 2015 года все эти условия, с небольшими отклонениями, сложились воедино. Ветер 3.2-3.8 м/с, порывы до 9-10 м/с, направление ЮЮЗ, температура -12...-10°С, без осадков. Вместо 10 часов утра, с Берёзки мы выехали в 11:25 и полным бакштагом умчались за первую лесополосу. Пересекли озеро с вторым знаком и, без труда преодолев две ЛЭП, выкатились за Шахи, где почувствовалось усиление ветра так, что триммер пришлось затянуть на больше половины. Здесь же выяснились и новые обстоятельства нового маршрута - на космоснимках я просмотрел две ЛЭП, которые в реальности добавлялись к трём уже известным. Дело осложнялось малым пространством для маневров, усилением ветра и курсом прохождения ЛЭП. Я оказался зажатым между проводами на ветре и околком с под ветра, которые тянулись вдоль курса левым галсом. Пройти провода правым галсом казалось ещё труднее из-за курса прохождения относительно ЛЭП и стоящей за ней лесополосой. К тому же дальше по ходу моего движения линия сворачивала и уходила на северо-запад, что позволяло пройти её левым галсом в бейдевинд практически поперёк. Правда за ней почти сразу находилась вторая ЛЭП высоковольтная, и вариантов вырисовывалось два - либо пройти ходом сразу две, либо успеть остановиться, чтобы сменить галс и пройти ВЛЭП вторым ходом чуть выше по ветру. И так и так подразумевался экспромт, а шутить с проводами совсем не хотелось, поэтому считаю этот отрезок пути самым напряжённым. Жизнь показала, что одним ходом обе ЛЭП пройти не удаётся. Форсирую первую на скорости 30 км/ч, с каждым пройденным метром скорость нарастает, привестись к ветру и сбросить скорость не даёт наветренная опора ЛЭП, и допустить уваливание под ветер тоже нельзя, при этом купол либо уже подстропная или стропы врезались бы в другую опору. Поэтому "контроль" за скоростью был отдан спинному мозгу, а основной работал над курсом, положением купола и дальнейшим развитием событий. Под проводами стало ясно, что долго я так не протяну, работать триммером, сбрасывая тягу и приводиться на ветер времени нет - вторая ЛЭП на подходе, уваливаться и проходить высоковольтку галфвиндом, а то и бакштагом означало продолжение увеличения скорости, а при таких курсах я не успевал остановиться и прямиком врезался бы в рощицу или улетел в тупик, выбираться из которого тоже не сахар, но хуже всего этого - там опять провода. В связи с этим принимаю решение останавливаться - сразу после ЛЭП направляю купол в зенит, давлю телом в Землю, упираюсь лыжами так, чтобы исключить полёт и торможу всем - и тушкой и кайтом и мыслями. Где я остановился, хорошо видно на треке. Затем иду правым галсом на ветер, меняю галс и вторым ходом спокойно прохожу ВЛЭП. Где-то на этом отрезке нашего путешествия, мной была достигнута скорость 52 км/ч. Тем временем Алексей проходил всё тоже самое, но выше по ветру и, по-моему, у него это происходило не так драматично. После успешного прохождения четырёх ЛЭП, мы устроили привал под лесополосой, чтобы перевести дух, отдохнуть и узнать наше точное местоположение, заглянув в фотоаппарат.
Весь маршрут можно мысленно разделить на три части: Берёзка - оз. Харьково; оз. Харьково - Лог второй; Лог второй - Сибирские огни. Немного проехав после отдыха и оставив пятую ЛЭП позади, мы свалились на оз. Харьково, чем завершили первую треть пути. Отдыхать не стали, тем более, что в низине ветер поутих и ехать стало более, чем комфортно. По левому борту проплывал Прутской, прямо по курсу виднелись околки, пройдя между которых мы выкатились к большой прорехе в длинной лесополосе - что и было нужно. Далее через поле виднелась ещё лесополоса, проход через которую лежал прямо по курсу, а путь ложился вдоль другой лесополосы и выводил прямиком к пруду во Втором логу. Вдоль этой лесополосы шли параллельно друг другу - Алексей с наветренной стороны, а я прыгал по барханам с подветренной стороны. Так в весёлом порыве мы оказались на пруду, где Алексей устроил прыг-сессию, а я в это время, укрывшись за рощицей, второй раз сверялся с картой. На этом привале выяснилось, что на моей видеокамере сел аккумулятор, а у Алексея забилась флешка. Воткнули мою флешку в его камеру, глотнули чайку и двинулись дальше.
Третий участок по карте выглядел более трудным, чем оказалось на самом деле. Даже думать - где и как идти, особо не пришлось. Околки, прорехи в лесополосах, рельеф сами направляли в нужную сторону. На траверзе правого борта виднелся Красный май. Алексей решил подойти творчески к последнему участку третьей части маршрута и увяз в теневой зоне. Я же не стал заниматься самодеятельностью, если можно так сказать, первый раз покоряя маршрут, и шёл, как подсказывало мне сердце, ветер и всё прочее, что я уже много раз перечислял. Как оказалось, это было последнее препятствие на пути к Цели, именуемое Первым логом. И я преодолел его в общем-то без каких-либо трудностей с кайтом, пришлось только немного покружиться средь кустарника и деревьев, после чего я, как ни в чём не бывало, выскочил на ровное поле. А где-то, примерно в двухстах пятидесяти метрах ниже по ветру за рощицей боролся с роторами Алексей. Мне же хватило два галса, чтобы подняться на ветер из угла поля, после чего, неожиданно для себя, сделав один длинный галс я оказался практически на одной из улиц Сибирских огней. На ней работал трактор и мужик с лопатой, трактор расчищал от снега улицу, а мужик тропинку до калитки, лаяли собаки. Чтобы не нервировать ни мужика с лопатой, ни собак, дальше по улице я не поехал. Покрутился на футбольном поле, его выдали ворота, съездил к автосервису, объехал бензозаправку ССК, походил вдоль Павловского тракта, вводя притормаживающих водителей в изумление. Вобщем, объехав все злачные места Сибирских огней, я отправился навстречу Алексею. Снова спрятавшись за рощу, где у земли практически нет ветра, мы пообедали в спокойной обстановке, отметились по телефону родным и близким, что всё в порядке и отправились в обратный путь.
Домой шли практически всегда по своим же следам, местами их было ещё видно. По пути видели двух охотником в белых маскхалатах, идущих пешком. Охотники видели нас, обошлось без выстрелов. Но то, что они долго провожали нас взглядом и никуда не двигались, указывало на их удивление. Мы шли без остановок на чай, так как чувствовалось надвигающаяся тьма. И если к первой ЛЭП мы подошли по светлу, то последнюю форсировали уже в сумерках. Далее озеро с вторым знаком, поле по диагонали и о чудо - выплыв друг за другом из-за крайней лесополосы, мы увидели салют на Берёзке. Как тут не вкрасться смутным сомнениям - не может быть таких совпадений. И точно, салют устроили Виталя с Николаем, всё это время дожидавшиеся нас на поле. Это было фантастически!
Алексей Корчагин: Что тут сказать... Отлично катанули с Вовкой на двенашках! Хороший маршрут, только вот проводов многовато
Собрал чуток видео, жаль что кадр, как мы с разных сторон лесополосы в ровень шли, не сняли... Отсюда вывод нужно камеру включать когда что-то интересное происходит, а не всё подряд, тогда и заряд и карта будет... И комп не захламляется.
Посмотреть подробности трека можно
Здесь>>>